XP Deus II только в Металапошуке

Справочник полезной информации для кладоискателей и нумизмат

В этом разделе начинающим поисковикам помогают в атрибуции находок.

Модераторы: Amigo_BY, dinoeL, Грiгорiй, Пётр

Ответить
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Колесики от керосиновой лампы

Часто находят вот такие штучки и не знают от чего они … а всё очень просто – это от керосиновых ламп! иногда эти колесики находят отдельно и думают что это монета или печать

Изображение
Изображение
Изображение
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

1 рубль 1898 год, а в просто народе и в картежном мире Брутовский рубль

Найдите «Брутовский рубль» и вам крупно повезет!
Помните историческую фразу — «И ты Брут!»?. Напомним — в 44 г. до н. э. древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь был заколот кинжалом. Он с удивлением увидел среди своих убийц римского сенатора Марка Юния Брута Цепиона. Вот тогда он с упреком и воскликнул: «И ты, Брут!».
Но был свой «знаменитый» Брут и в царской России. В Государственном банке России (точнее — в Ассигнационном банке Петербурга) с 1895 г. начал трудиться Сергей Аркадьевич Брут (1864-1914). В 1900 г. он стал контролёром 1 разряда. А с 1910 г. — даже старшим контролёром банка.
Изображение
Его подпись, как кассира, на кредитных билетах прослеживается с 1887 г. Его подпись была даже на банкнотах номиналом в 1 рубль!
Но была у Сергея Аркадьевича слабость — он был заядлым картежником. Как сегодня сказали бы — «игроманом». И в 1914 г. случилась с ним большая беда — он проигрался в «пух и прах». Спустив в карты даже казенные деньги, он, бедняга, повесился.
Так в январском номере газеты «Петербургский листок» за 1914 г. появилась первая печатная заметка о «брутовском рубле». В ней говорилось: «Среди клубных, беговых и других игроков прошел слух о счастливом рубле с подписью кассира Брута, который недавно в припадке умопомешательства покончил счеты с жизнью. Этот слух, моментально облетевший все злачные места столицы, был вызван, как предполагают, крупным выигрышем, который выпал на долю игрока, поставившего на такой рубль».
По другим слухам — причиной самоубийства Брута стало расхождение в годовом отчете на одну копейку. Кассир в своей предсмертной записке якобы написал: «Там, где может пропасть копейка, там может пропасть и миллион». Но это, похоже, из бухгалтерских мифов.
После смерти Брута среди игроков возникла живучая легенда о том, что рубль с его подписью является «счастливым». Говорили и божились, что в одном из петербургских игорных домов один «продувшийся» игрок спустил решительно все: и свои сбережения, и свое имущество. В кармане у него оставался только один-единственный рубль. Рубль, конечно, был подписан именно Брутом.
Проигравшийся господин взглянул на свой рубль, вспомнил о повесившемся Бруте и решил сделать последнюю ставку. И тут ему, что называется, карта пошла. Он стал выигрывать и вернул не только свои, но и сорвал крупный куш.
Разумеется, утром счастливый игроман, рассказал друзьям о ночном приключении, и даже показал свой талисман — «брутовский рубль». Игроки, оказывается, самые суеверные люди на свете. Поэтому в городе началось настоящее безумие. Искатели удачи бросились скупать эти рубли оптом и в розницу. За «брутовскими рублями» началась азартная охота. Они стали быстро расти в цене.
Менялы, конечно, сразу же подняли стоимость этого «счастливого» рубля до невероятной тогда цены — 20-25 рублей. Поветрие, как зараза, быстро перекинулось из Петрограда и в другие центры России.
Киевские газеты тогда писали: «В Киеве и Киевской губернии в последнее время все больше и больше массы населения заинтересовываются приобретением так называемого «брутовского рубля». На обладателя этого рубля смотрят с завистью, как на обладателя целого состояния».
Изображение
И по сей день среди игроков рубль с подписью кассира Брута считается амулетом, приносящим удачу. Со временем, из талисмана для картежников, «брутовский рубль» превратился в амулет на счастье. Его старались беречь и хранили очень аккуратно. Им дорожили, старались беречь и хранили очень аккуратно.
Особой популярностью «брутовский рубль» пользуется сегодня и у коллекционеров. Стоимость его сильно варьируется. На современных аукционах его цена доходит до $1000.

Мистический «счастливый» рубль проник и в литературу. Так, он упоминается в стихотворении Н. Н. Асеева «Скачки» (1916):
«Слышу его как в рупор,
спину сгибая круто,
рубль зажимая в руку
самоубийцы Брута»
.

Фигурирует он также и в повести С.А. Колбасьева «Река».

Ищите! Если повезет и найдете «брутовский рубль», то в жизни, или хотя бы в игре — обязательно повезет. Только не становитесь игроманом. Иначе все будет «с точностью до наоборот».
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Свастика на Руси

Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика, одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая "династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество", но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство"). По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения (височное кольцо из серебра, культура вятичей, XII в.; навершие булавки, Новгород, XII век; кольца; пряжка, Новгород, XIII в.), дома, предметы быта и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей. Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости, это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках.

Вот, например, серия открыток издательства "В пользу общества Св. Евгении" - Богатыри. 1902 год! - Алёша Попович (открытка по эскизу художника Билибина). Посмотрите внимательно на плечо Алёши Поповича....
Изображение
Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом -"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины - косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли - коловрат.

Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке, была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса, аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях: Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец, бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак - свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской (эмблема её Теософского общества), учений Гвидо фон Листа и так далее.
Изображение
Изображение
В христианской традиции свастика приобрела дополнительное смысловое значение и превратилась в символ света, побеждающего тьму.

Её можно было увидеть на облачении священнослужителей, окладах, потирах, крешальнях, иконах, книжных миниатюрах, епитрахилях, в росписи храмов, на надгробиях православных могил и т.д. В орнаментальном поясе между апостольским и святительским чинами киевского собора Святой Софии (XI век) в зеленых ромбах с красными обводками помещены золотые разнонаправленные свастики с укороченными концами. Их можно увидеть как на южной, так и на северной стороне апсиды киевской Софии. В черниговском Спасо-Преображенском соборе (XVI век) орнамент из правосторонних свастик опоясывает центральный барабан и лестничную башню. Свастичным меандром украшен арочный проход в Киевскую лавру пол надвратным храмом Св. Троицы. По краю чугунных ступеней Никольского собора Николо-Персрвенского монастыря под Москвой также идет орнамент из свастик. Свастичные мотивы легко угадываются на заставке древнерусской рукописи конца XV века «Слова Григория Богослова»; па заставке Евангелия XVI века; на заставке «Присяги производимому во священники», отпечатанной Санкт-Петербургской Синодальной типографией в январе 1909 года, на заставке Евангелия конца XIX века, на заставке Апостола XVI века и т.д.
Изображение
Заглавная буква имени Христа во многих изданиях книг Иоанна Кронштадтского изображалась в форме свастики. Аналогичный прием использовали и северно-русские резчики по дереву. На «пасхальнике» (тип составной пряничной доски для выпечки обрядовой пасхи) XIX века из Верховажского района Вологодской области буква «X» в аббревиатуре «ХВ» (Христос Воскрссе!) выполнена в форме свастики с завитками на концах. На знаменитом лике Христа Пантократора (Вседержителя) в новгородском Софийском соборе две разнонаправленные свастики помешены на груди под ворогом Вседержителя. На иконе Богоматери Державной, явленной в селе Коломенском в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в лень отречения Николая II от престола, также имеется изображение свастики, венчающей корону. Левосторонние свастики украшают подолы княжеских одеяний на иконе XVI века Святые князья Гавриил и Тимофей», хранящейся в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Крупные лево- и правосторонние свастики синего цвета четко видны на голубом иерейском фелоне с миниатюры Сборника притчей и повестей конца XIX века. На концах епитрахили XV века из бывшего Севастьяновского собрания Румянцевского музея свастический орнамент со схематичными голубками явно заимствован из исламской архитектуры.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Наиболее часто свастические символы различных форм встречаются на иконах Богоматери, точно так же, как орнамент из свастик чаще украшает женскую крестьянскую одежду: и в том, и в другом случае свастики выступают в качестве магических (и в первую очередь, конечно, языческих) оберегов. Ни о каких «эстетических соображениях» в данном случае речь идти просто не может: иконописцы никогда не позволяли себе вольностей и строго следовали традициям, особенно в использовании различных знаков и символов. Свастические символы имеются и на знаменитых вятических височных кольцах с семью лопастями, датируемых XII-XIII веками. На кольце из Зюзино правосторонние свастики помещены на две верхние лопасти. По своему начертанию они в точности повторяют эмблему РНЕ А.П. Баркашова. На кольце из курганной группы в Дубках Царицынских левосторонние свастики располагаются чуть ниже - на второй сверху лопасти каждая. На кольце из Рассохино левосторонняя криновидная свастика присутствует на самом щитке.
Изображение
На древнерусских перстнях изображение свастики встречается повсеместно. Примечательно, что наиболее часто мы видим здесь правостороннюю прямоугольную свастику, помещенную в круг, овал или квадрат. И лишь в отдельных случаях она предстает перед нами с округлыми либо спиралевидными завитками. Во время раскопок в Новгороде (усадьба «Е» Неревского раскопа) в мастерской литейщика XIV века было обнаружено сразу десять перстней со свастикой. Аналогичные перстни русского типа найдены в Болгарском городище на Волге, а также во многих русских городах.
Изображение
Ещё более часто знак свастики наносился на днища и боковины древнерусских глиняных сосудов. Причем сама свастика здесь принимала самые разнообразные формы: она могла быть как лево-, так и правосторонней, трех- и четырехлучевой, с короткими и удлиненными лопастями, вдавленной и выпуклой, с прямоугольными, округлыми, спиральными, ветвящимися и гребенчатыми концами. В том, что клейма эти использовались в качестве родовых знаков, нет никаких сомнений. Исследователи предпочитают называть их «знаками собственности», но по сути своей они являлись примитивными родовыми гербами. Имеется немало свидетельств, что знаки эти передавались от отца к сыну, от сына к внуку, от внука к правнуку и т.д..

Сам знак при этом мог усложняться, поскольку сын нередко привносил в него что-то новое. Но основа его обязательно оставалась прежней и была легко узнаваема. На мой взгляд, именно здесь следует искать истоки русской геральдики, которая ныне охвачена болотным цветением и целиком ориентирована на Запад. Лаконичность, строгость и выразительность: вот составляющие истинной русской эмблематики. Современные же прозападные гербы, отличающиеся своей намеренной перегруженностью и аляповатой пышностью, являются наглядными свидетельствами мании величия их обладателей и разработчиков. Чем мельче человек, тем пышнее у него герб: разве это не тенденция современности?
Изображение
Оригинальное изображение свастики, вписанное в средокрестие, имеется в южном нефе собора Софии Новгородской (XI век). Перед нами - еще один прообраз эмблемы РНЕ Александpa Баркашова. И все же наиболее активно знак свастики использовался русскими ткачихами и вышивальщицами. Если бы появилась возможность собрать русские полотенца, скатерти, подзоры, рубахи и пояса с вышитыми на них свастиками из запасников всех российских музеев и частных коллекций, уверен - для их размещения не хватило бы огромных залов Эрмитажа и Третьяковки, вместе взятых. Обилие и разнообразие свастичных мотивов в русской народной вышивке способно повергнуть в шок любого начинающего исследователя. При этом надо учесть, что огромное количество фотографий предметов русской вышивки со свастичными узорами никогда не было опубликовано. В советских книгах по народному искусству они появлялись лишь изредка, и то либо в уменьшенном виде, либо под прикрытием других композиций.

Первым изданием, в котором свастичные мотивы (в основном - на примере олонецких оплечий) были представлены достаточно широко, явилась книга «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке», увидевшая свет в 1990 году. К ее основным недостаткам следует отнести слишком малый размер иллюстраций, при котором разглядеть свастичные узоры в отдельных случаях можно только через увеличительное стекло. В остальных советских изданиях по народному искусству свастичные мотивы в вышивке были сознательно представлены в ничтожно малых количествах так, чтобы у читателя ни в коем случае не сложилось впечатление об их доминировании среди других популярных мотивов. Свастика в русской вышивке выступала как в качестве самостоятельного мотива, так и в сочетании с другими элементами: растительными, геометрическими, зооморфными, культовыми и т.д.. В более поздних бытовых сюжетах она практически не встречается. И это вполне объяснимо: бытовые сцены при всей их оригинальности имеют мало общего с русской традицией и не несут в себе почти никакой сакральности. Присутствие же свастики сакрализует любой предмет, будь то деревенский подзор или гробница римского императора. Судя по всему, каких-либо общепринятых правил в изображении русской свастики никогда не существовало: она наносилась на ткань произвольно, в зависимости от фантазии вышивальщицы. Разумеется, образцы узоров имелись, но они бытовали на очень ограниченном пространстве, зачастую не выходя за пределы волости или даже деревни. Отсюда - такое многообразие свастичных композиций в русской вшивке. И отсюда же - трудности в их атрибуции и привязке к конкретной местности. Так, например, тарногские свастики в целом более крупные, нежели северодвинские, но это вовсе не значит, что на Северной Двине не было крупных, а под Тарногой не встречались мелкие. Относительно Русского Севера можно сказать так: что ни деревня, то свой свастичный узор.

Складывается впечатление, что вышивальщицы соревновались друг с другом, стараясь перещеголять соперниц и непременно сделать свой узор «басче». Не следует забывать, что мастерство вышивальщиц в ту пору ценилось гораздо выше и являлось едва ли не лучшей «рекомендацией» для будущих женихов, а рубаха пришедшей на посиделки девушки служила для нее своеобразной «визитной карточкой». Свастичные мотивы в народной вышивке встречаются буквально повсюду: на Украине, в Беларуси, в Центральной и даже Южной России. Однако безусловный приоритет в этой области принадлежит Русскому Северу. Объясняется это довольно просто: с насаждением христианства наиболее стойкие языческие приверженцы уходили на Север - туда, где еще не было насильственных крещений «огнем и мечом», где людей еще не загоняли в реки целыми толпами под бдительным присмотром иноземных попов и сумасбродных князей. Именно эти люди явились «последними могиканами» Руси языческой, и именно им удалось заложить вековые традиции на Русском Севере. Свастичные узоры на русских полотенцах, подзорах и скатертях являются визуальным отображением древнерусских ведических традиций и, без сомнения, несут в себе гораздо более глубокий смысл, нежели представляется современным исследователям русского народного искусства. Легендарный рязанский богатырь, защищавший русскую землю от монгольских захватчиков и своим беспримерным мужеством завоевавший уважение даже своих врагов, вошел в историю под именем Евпатия Коловрата. Левостороннюю свастику нарисовала на стене оконного проема Ипатьевского дома в Екатеринбурге перед своей гибелью последняя русская Императрица Александра Федоровна. Имеются свидетельства, что она сопроводила изображение свастики какой-то надписью, однако содержание ее так и осталось неизвестным8. Император Николай II ездил на машине, на капоте которой красовалась свастика в круге. Таким же знаком подписывали личные письма он и Императрица.
Изображение
Изображение свастики можно видеть на некоторых исторических памятниках в Чечне, в частности на древних склепах в Итум-калинском районе Чечни (т.н. «Город мёртвых»). В доисламский период, свастика являлась символом бога Солнца у чеченцев-язычников (Дела-Малх).
Изображение
Свастика в Чечне, село Химой
______________________________________________________________________________________________________________________________
В Советской России нарукавные нашивки бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой РСФСР внутри После свержения самодержавия свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы для печати купюр с изображением свастики на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II. В 1917 году Временным правительством в обращение вводятся новые купюры достоинством 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три: две поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со свастикой были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.
Изображение
Эмблема со свастикой, введенная в Красной Армии в 1919 году
В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию, кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой. Подробнее это вопрос будет рассмотрен в главе "Различные толкования свастики". К сожалению, в сознании большинства людей в наше время свастика ассоциируется с германским национал-социализмом, принесшим неисчислимые бедствия на нашу землю. Мы очень надеемся, что с течением времени свастика займёт присущее ей место в ряду великих символов человечества. Далеко не последней сферой применения солнечных символов является магическая практика. Ведь по одному из толкований свастика является субруническим (т.е. связанным с рунами, древними магическими письменами) символом, составленным из двух рун, носящих по древнескандинавской традиции имя Sowilo - S - Солнце. Эти символы известны на всём индоевропейском пространстве, и именно сведения о рунической магии во всех её разновидностях позволяют нам говорить о широком применении свастики в сочетании с различными видами магии. В таком аспекте видится возможным спроецировать значение свастики как символа Солнца на способность этого знака оказывать влияние на такие сферы, как дарование силы и успеха, плодородия и исцеления. В одном из способов применения коловрат может выступать как олицетворение силы отдельной личности как противопоставление окружающему миру. Именно эти силы, как считается, способны оказать значительную поддержку тому, кто стремится трансформировать собственную жизнь и внешний мир. По сути, приведённая ниже молитва, известная как "Гаятри" (Гаятри - в древнеиндийской мифологии имя жены Брахмы, матери Вед) наиболее полно отражает глубинный смысл свастики как магического элемента:

Ты, которое источник всякой силы,
Чьи лучи освещают весь мир,
Освети и моё сердце тоже,
Чтобы и оно могло делать твою работу.

Эта молитва особенно интересна в свете глубокой связи веры наших пращуров с индийской ведической традицией. До нас дошло крайне незначительное количество информации, но и оно даёт первичные представления о волшебстве наших предков. Некоторые исследователи истории Вологодской области утверждают, что там проживали последователи магии друидской традиции, совершившие ритуальное самосожжение в XII веке. Было найдено кольцо одного из друидов. Символика кольца весьма таинственна, однако не исключено, что она также имеет непосредственное отношение к Солнцу и обладает магической силой. До сих пор вологодские кружева сохранили свастику как один из основных узоров.

Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что свастика и солярная символика вообще не являются чем-то чуждым славянам, а напротив, занимают одно из главных мест в ряду важнейших культурных явлений. Даже в начале нашего столетия можно было встретить свастичные орнаменты, например, на лестничных витражах некоторых домов в Санкт-Петербурге. Это говорит об актуальности солярной символики даже тогда, когда, казалось бы, память о ней должна была уже изгладиться из народного творчества.

В России свастика впервые появилась в официальной символике в 1917 году – именно тогда, 24 апреля, Временное правительство издало указ о выпуске новых денежных купюр достоинством в 250 и 1000 рублей.1 Особенностью этих купюр было то, что на них имелось изображение свастики.

Вот описание лицевой стороны 1000-рублевой банкноты, приведенное в пункте № 128 постановления Сената от 6 июня 1917 года: «Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток — правой и левой... В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом — влево... Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».2 В отличие от купюры достоинством в 1000 рублей, на 250-рублевой банкноте свастика была всего одна – в центре за орлом. Из дензнаков Временного правительства свастика перекочевала и на первые советские банкноты. Правда, в данном случае это было вызвано производственной необходимостью, а не идеологическими соображениями: просто большевики, озаботившиеся в 1918 году выпуском собственных денег, просто взяли уже готовые, созданные по заказу Временного правительства, клише новых банкнот (5000 и 10 000 рублей), готовившихся к выпуску в 1918 году. Керенский со товарищи эти купюры отпечатать, ввиду известных обстоятельств, не смогли, а вот руководству РСФСР клише пригодились. Таким образом, и на советских банкнотах достоинством в 5000 и 10 000 рублей свастики присутствовали. Банкноты эти имели хождение до 1922 года
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом Красной Армии В. И. Шориным был издан приказ № 213, в котором утверждался отличительный нарукавный знак калмыцких формирований с использованием свастики. Свастика в приказе обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — «вихрь», «жизненную энергию». В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН" с надписью "Р.С.Ф.С.Р." Диаметр звезды- 15мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН" - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, "люнгтн" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». 4 Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.
Изображение
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Золотник, лот, пуд, доля, тройская унция (единицы измерения массы монет)

На серебряных и золотых монетах царских времён можно встретить необычное для современного наблюдателя обозначение веса: "4 золотника и 66 долей", или "1 золотник и 49 долей". На банкнотах конца XIX - начала XX века имеется надпись: "1 рубль приравнивается к 17,424 долям чистого золота". Измерять драгоценные металлы в граммах начали только в 20-х годах прошлого века, до этого существовали другие единицы.

Старорусские единицы измерения

Все единицы измерения с 1747 по 1920 год приравнивались к русскому фунту. 1 русский фунт равнялся 0,4095124 кг (409,5124 г). В настоящее время существует несколько разновидностей фунтов: австрийский, венецианский, французский и т.д., которые заметно отличаются от русского.

Изображение
1 червонец 1976 года (1 золотник и 78,24 доли чистого золота)

Когда речь шла о больших количествах драгоценного металла или другого материала, его вес выражался в пудах. 1 пуд равнялся 40 фунтам. Самая тяжёлая медная монета Российской империи - 1 рубль 1725 года - имела вес 1/10 пуда, то-есть чуть больше 1,6 кг. Вес монет измерялся в более мелких единицах: золотник, лот и доля.

Название «золотник», вероятно, происходит от золотой монеты золотник, имевшей хождение в Киевской Руси и позднее. Золотник («златник») представлял собой маленькую золотую монету. 1 фунт равнялся 96 золотникам, а 1 золотник был равен 96 долям. Своеобразное деление на 96 частей отражает влияние (хотя и не непосредственное) применявшейся в древности шестеричной системы счисления, повлиявшей также на единицы длины, времени и некоторые другие.

Понятие «золотник» использовалось также для обозначения чистоты золота. Если, например, в золотой монете весом в 1 золотник была 21 доля примесей от веса золотосодержащего сплава, а золота — 75 долей, то эту монету считали изготовленной из золота 75-й пробы или из «75-золотникового золота». В настоящее время проба драгоценного металла выражается в промилле (количество частей чистого металла на тысячу частей сплава). Именно поэтому старинные изделия имеют такую низкую пробу.

Доля - самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 44,435 мг (0,044435 г). Во второй половине XVIII — начале XX веков применялся также лот, который был равен 1/32 фунта или 3 золотникам.

Старорусские единицы измерения распространились также на золотые червонцы, которые чеканились в 1923 и 1975-1982 годах. Масса чистого золота в этих монетах - 1 золотник и 78 долей.

Таким образом, соотношения старорусских единиц измерения веса можно представить в виде:
1 пуд = 40 фунтам = 16380,496 г;
1 фунт = 32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям = 409,5124 г;
1 лот = 3 золотникам = 288 долям = 12,79728 г;
1 золотник = 96 долям = 4,26576 г;
1 доля = 0,044435 г.

Современные единицы измерения драгоценных металлов

С 1977 года по настоящее время выпускаются юбилейные и памятные монеты из драгоценных металлов. Их вес приравнивается к тройской унции, равной 31,1034768 грамма. Название происходит от города Труа (Troyes) во Франции. Сейчас широко применяется в банковском, ювелирном деле для измерения веса драгоценных металлов, а также в некоторых других областях, например, в косметике для измерения веса особо ценных ингредиентов. Международное обозначение тройской унции золота, серебра, платины и палладия соответственно: XAU, XAG, XPT, XPD. Вес крупных монеты (более 1 килограмма) приравниваются к граммам.
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Патина на монетах

Изысканным словом «патина» (итал. patina) нумизматы называют обычное окисление поверхности монеты. С точки зрения химика, красивый налет на медных или серебряных монетах ничем не отличается от ржавчины на железе. Но именно патина придает старинной монете особое очарование, свидетельствует о ее подлинности и делает монету по-настоящему уникальной. Патина - это результат старения монеты, но старения в хороших условиях. Красивая патина говорит о том, что монета хранилась бережно и правильно, что перед вами монета-аристократка.
Патина ни в коем случае не портит металл, а скорее предохраняет его от дальнейшего окисления. Подлинная патина придает изделиям вид окислившейся, потемневшей от времени поверхности - «благородная патина». Например, на античных монетах патина считается красивой и ценной, ее наличие считается одним из критериев подлинности монеты.
Некоторые коллекционеры боятся монет с патиной, но такие опасения неразумны. Это естественно, что старинные монеты, особенно серебряные, со временем приобретают тон различной степени выраженности и оттенков. Это одна из самых прекрасных особенностей старинных монет, которая отличает их от монет современных.
Изображение
20 копеек 1914 года с патиной и без неё

Патина - это плёнка или налёт, различных оттенков, образующаяся на поверхности металлических предметов под воздействием атмосферных факторов, солей и кислот при естественном или искусственном старении. Иногда патиной называют пленки оксидов на поверхности металлов, а также пленки или слои, возникающие со временем на поверхности камня, например мрамора, или деревянных предметов. Однако в данном случае речь пойдет о монетной патине. Не всякая патина считается привлекательной. Если патина, например, легла неровными пятнами или полосами, то монета считается пострадавшей от внешней среды. Различают два вида патины: искусственную и естественную (натуральную или природную).
Хотя на Западе различают множество разновидностей патины: дикая патина, пулевая (цвет изменяется от периферии монеты к ее центру), радужная патина (с множеством цветов), переливчатая (сверкающая, цвета варьируются в зависимости от угла обзора). Такие монеты оцениваются дороже, что и стимулирует умельцев наводить патину искусственно, обманывая коллекционеров. Неприятна фальшивая патина еще и тем, что под ней могут скрываться следы более серьезного «лечения» монеты - царапины от неправильной чистки, контактные повреждения и даже запаянные отверстия и трещины.

Натуральная патина образуется в течение долгого времени под действием химических веществ, которые в микроскопических количествах присутствуют в атмосфере. Чаще всего это разные соединения, имеющие в основе серу. Разные металлы покрываются патиной по-разному. Некоторые коллекционеры утверждают, что, например, серебряные монеты вообще не подвержены окислению. Но это не совсем так. Просто если монета хранится в стабильной среде, например в герметичном футляре, то металл «вберет» все доступные в этой среде соединения серы, и на этом окисление, а значит, и образование патины, прекратится. Иногда серебряная монета своей патиной обязана металлу, входящему в ее сплав, например меди. Патина на американских серебряных монетах отличается от патины на серебре английском.
Натуральная патина образуется быстрее в теплом и влажном климате (близость моря, например, ускорит образование патины). Но иногда патина появляется еще быстрее, в историческом масштабе - практически молниеносно. Мастера придавать «убитым» монетам пристойный вид, а также наводить патину искусственно зовутся «монетными докторами».

Искусственная патина - налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители). Искусственная патина всегда считается существенным недостатком монеты.
Патинирование (оксидирование) - это процесс искусственного окрашивания поверхностей изделий из цветных металлов для достижения «эффекта старины» на изделиях.
Искусственной патина считается, если налицо попытка создать ее за короткое время. Способов патинирования множество: запекание монеты в духовке (иногда внутри картофелины), обжигание паяльной лампой, выдерживание в закрытой посуде с измельченными спичечными головками (такие монеты специфически пахнут), окуривание сигаретным дымом, вымачивание или нанесение тонким слоем кислот, отбеливателей и содержащих серу химикатов. Есть и другие не совсем честные технологии, на реализацию которых требуется времени побольше: выдерживание монеты под солнечными лучами на подоконнике или дубовых досках (аналог «кабинетной патины»*), завертывание в копировальную бумагу или попросту запечатывание в обычный конверт с высоким содержанием серы.
Чаще патину наводят с помощью «домашних рецептов». Как правило, их пускают в ход, чтобы заретушировать результаты чистки монеты. Например, на медных монетах патину получают путем вымачивания в нагретом до 80 градусов растворе дистиллированной воды, медного купороса и марганцовокислого калия. Чаще всего в монету под струей воды втирают небольшое количество серной мази, после чего смывают остатки мази раствором средства для мытья посуды.
Все эти процедуры могут поправить внешний вид монеты, но в лучшем случае ничего не прибавят к ее стоимости.

Цвет патины

Золото, наименее химически активный металл, сохраняет свой изначальный вид. Но те золотые монеты, которые изготовлены с добавлением меди или серебра, могут иметь патину глубокого оранжевого цвета. Некоторые золотые монеты приобретают светло-коричневые или темно-оранжевые точки или прожилки, называемые медными или углеродными пятнами (хотя углерод не имеет никакого отношения к их образованию). Они могут быть вызваны медью, плохо размешанной в сплаве, соединениями, содержащимися в воздухе, или тем, что кто-то просто подышал или чихнул на монету. Если медные пятна не бросаются в глаза и не портят вида монеты, они не снижают ее стоимость. Золотые монеты, имеющие патину с «облачным» эффектом, обычно патинированы искусственно.
Изображение
Медная монета с патиной
Изображение
Серебро с глубокой патиной

Цвет патины зависит так же от толщины и древности окислившейся пленки. Ранняя патина на серебре имеет желтый цвет, впоследствии переходящий в лилово-красный и только позже — в зеленовато-голубой и черный. Таким образом, цвет патины на серебряной монете, может изменяться от переливчатых оттенков желтого, малинового, бирюзового, вплоть до черного. Монеты разных типов покрываются патиной по-разному, в зависимости от того, каким образом они были изготовлены. Например, на характер патины влияет концентрация кислоты, которой монеты обрабатывали на Монетном дворе. А еще совокупность самых различных факторов: трогали ли монеты засаленными пальцами, в футляре из какого материала хранили, при какой влажности и т.д. Хотя чаще всего патина на серебре — результат реакции с серой, серебро также реагирует и с другими веществами из окружающей среды. Например, с хлоридами, содержащимися в почве, что проявляется в непривлекательных серых и черных пятнах. Они слегка выступают над поверхностью монеты. Образуется так называемое «роговое серебро».
Коричневая или черная патина на меди вызвана оксидом меди, зеленая - сульфатами или сульфидами меди. «Бронзовая болезнь», которая проявляется мучнистыми зелеными или зелено-голубыми пятнами, состоит из хлорида меди и соляной кислоты и может вовсе уничтожить поверхность монеты. «Болезнь» заразна, и пораженные ею монеты следует хранить отдельно от всех прочих.
Старинные бронзовые монеты могут иметь красивую «земляную» или «песчаную» патину. Этот налет песочно-бежевого цвета появляется благодаря микроскопическим крупинкам соли кремниевой кислоты, которые содержатся в песке или песчаной почве.
Серебро с глубокой патиной
Серебро с глубокой патиной
Красивое малахитовое или синевато-зеленое окрашивание, которым обладают древние медные, латунные и бронзовые изделия, произошло под влиянием очень продолжительного воздействия на них или влажной атмосферы или почвы, в которой они находились. Химическое исследование показало, что причина этой патины заключается в образовании на поверхности цветных металлов более или менее толстого слоя углекислой меди, т.е. той самой соли меди, из которой состоит малахит - Patina antica. Настоящая патина тождественна с малахитом не только по составу, но и по виду.
Никель, как правило, покрывается патиной незначительной, легкой, дымчато-серой, хотя иногда она имеет бледно-голубой или слегка золотистый оттенок. Никелевые монеты могут окраситься из-за соединений ПВХ при хранении в виниловых холдерах. Радужная патина на никеле, с множеством переходящих друг в друга цветов, скорее всего, искусственного происхождения.
Алюминиевые монеты Британии, как и большинства других стран, приобретают тусклую, непривлекательную патину серого цвета.

Как распознать поддельную патину

Наиболее характерные признаки искусственной патины таковы:
- округлые пятна патины в результате того, что используемый краситель ложился неровно, наплывами;
- цвета переходят друг в друга в неправильной последовательности. На монетах с натуральной патиной последовательность такова: сначала желтый, потом красно-лиловый, потом зелено-голубой;
- патина локализована на поверхности монеты, не имеет глубины и не погружена в металл;
- патина лежит поверх царапин или других отметин;
- патина проявляется только на выступающих частях монеты и отсутствует в углублениях;
- нелепые цвета на серебряных монетах — хаки, тыквенно-оранжевый и бледно-голубой. Монета не должна напоминать своим цветом ни солдатскую форму, ни яйца дрозда.

*Примечание:
Понятие «кабинетная патина» - российский вклад в нумизматический лексикон. Сегодня, используя это словосочетание, дилеры имеют в виду, что монета хранилась в помещении, в коллекции, а не была извлечена из земли кладоискателями.
Но на самом деле «кабинетная патина» - понятие более узкое. «Кабинетами» в царской России называли специальные шкафчики для хранения и презентации монет. Изготавливались они из ценных пород дерева и отделывались бархатом. «Кабинет» должен был быть под стать коллекции, и ее владельцу, поскольку свидетельствовал о высоком статусе и хорошем вкусе. Кстати, монеты медные, дешевые или плохо сохранившиеся, как правило, не могут иметь настоящей «кабинетной патины», потому что слабую монету никто не стал бы хранить в своем кабинете красного дерева, а уж тем более демонстрировать друзьям-дворянам. Патина образовывалась под действием испарений древесины и лаков, которыми покрывались шкафчики-кабинеты. Кстати, современные монеты, скорее всего, не порадуют наших потомков изысканной патиной, потому что нынешние способы хранения коллекционных монет исключают возможность окисления.
За рубежом термин «кабинетная патина» используется крайне редко. Чаще можно встретить словосочетание «кабинетный износ» — это значит, что на монете есть мельчайшие повреждения на высоких точках рельефа от неграмотного хранения в составе коллекции.
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Императорские монеты - вес в граммах!
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Медные монеты

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Серебряные монеты

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Серебряные монеты иностранных государств входящих в состав Российской Империи

Изображение
Изображение
Изображение
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Золотые монеты

Изображение
Изображение
electi
Сообщения: 11171
Зарегистрирован: 13 май 2012, 21:59:05

Re: Справочник полезной информации для кладоискателей и нуми

Сообщение electi »

Платиновые монеты

Изображение
Ответить

Вернуться в «Дапамога пачынаючым. / Помощь начинающим.»